Крым оккупирован Россией
4 года 176 дней

«Деды» по 500 рублей: особенности «бессмертного фарса» в Крыму

Каждой весной в России случается ежегодное обострение под названием «бессмертный полк». Как известно, изначально данная акция задумывалась российскими общественными активистами как мероприятие к 9 мая с целью почтить память своих родственников - ветеранов Великой Отечественной войны. Но за неё ухватились российские чиновники и пропагандисты как за удобный способ насадить «скрепы».

В результате всё превратилось в отвратительный, тотально пронизанный ложью фарс, нечто среднее между первомайской демонстрацией и крестным ходом. Все помнят фотографии, облетевшие Сеть в прошлом году, когда после шествия «бессмертного полка» портреты «дедов» были выброшены участниками процессии в мусорники.

В Украине «бессмертный полк» в нынешней форме – это политический «конкурс-смотр» пророссийских сил. К памяти о войне, забравшей жизни миллионов украинцев, он никакого отношения не имеет.

В аннексированном Крыму данная акция получила свои особенности. Фактически, это мероприятие превратилось в тест на лояльность к оккупационной власти. Дошло до полнейшего маразма. Участие в шествии «бессмертного полка» стало, по сути, обязательным, независимо от того, есть ли у тебя подходящий «дед» / «бабушка», или нет. О том, как крымчане готовятся пережить «бессмертный полк» - в репортаже ИС-Крым.

***

Ближе к победному дню 9 мая по нашей неспокойной провинции пронесся слух: в магазинах можно приобрести “чужого деда” — фотографию с рамочкой и даже удобной ручкой («штендер»), дабы нести портрет на митинге. Митинги эти, называемые шествием “бессмертного” “полка”, были на полуострове и прежде, до появления российских интервентов, они совсем не в новинку. Но теперь участие в них из добровольного уже стало почти принудительным. Однако, проблема в том, что у многих жителей Крыма и Севастополя нет дедов и бабушек, «годных» для заявления в такой “бессмертный клуб”.

В самом деле, дивно, как эта мысль не приходила организаторам, — а если и приходила, то не заботила. У кого-то “деды” вовсе не участвовали в войне; у кого-то погибли еще до войны, между прочим, и в сталинских лагерях, или после, и во время оной. У кого-то, наоборот, живы — и не горят желанием красоваться на трафаретных табличках. Наконец, есть и такие деды, кто в той войне участвовал, но не в том смысле, каковой желателен для организаторов. Что уж говорить про совсем молодое поколение, чьи дедушки и бабушки и вовсе появились на свет перед войной, во время или много ее позже?

Все эти подробности были незначительны, пока внуки “бессмертных” собирались на энтузиазме. Ясно было, что невписывающийся в их компанию человек и сам не пойдет, и даже если ему пришла бы в голову такая мысль, то оного быстро отсеяли бы сами “внуки”.

Но всё совершенно изменилось после прихода интервентов.

— Вы не идете на шествие? То есть, как это не идете? - и начинаются совсем неудобные вопросы, неуместные в любом приличном обществе.

Однако кто сказал, что установившийся теперь порядок можно назвать приличным. На бездедъного будут коситься и соседи, и сослуживцы. Иные не просто покосятся и пошепчутся, а еще и напишут в охранку, — человек, дескать, неблагонадежный, присмотритесь к нему внимательней. А расторопный начальник и вовсе знать ничего не знает:

— Чтобы были на шествии, и все тут. Я тоже там буду, и весь наш коллектив; вы же хотите еще оставаться в нашем коллективе?

Подобные наставления и внушения практикуются нынче и в школах, и на работе; уже не первый год школьников заставляют всю “победную неделю” являться в классы с георгиевским бантом на мундире, а иначе и на порог не пустят. Вот почему нам стало очень интересно, можно ли запастись чужими дедами впрок, как об этом твердит молва; к тому же появились уже и публикации, где это утверждается совершенно определенно.

Первым делом мы направились к магазинам, обнаруженным и опознанным по фотографиям в сети. Действительно, у многих из них с витрин смотрят незнакомые мужчины и женщины в старомодных фотокарточках в стиле сепия. Несемся к кассе и спрашиваем, можно ль купить “дедов”. Однако мы явно не первые. Кассирши уставшим голосом разъясняют, в чем суть такой мистификации.

— Читайте внимательно, там написано, что это деды нашего магазина.

— Стало быть, их нельзя купить?

— Стало быть, никак нельзя.

— А зачем же вы их выставили? Все думают, что это на продажу.

Обыкновенно следует ответ, что это из соображений внезапно проснувшихся к памятной дате чувств патриотизма. Одна продавщица была более откровенна:

— За то, что мы выставили своих дедов у себя, нам можно уже не ходить на митинг.

Ах, вот в чем дело.

— Но как же нам быть? Положим, мне решительно необходимо достать этих самых дедов. Куда мне податься, если своего деда нет?

В ответ мне советуют обратиться в ближайшее фотографическое ателье. В первом же ателье, куда мы идем, видим образцы старинных фотографий, знакомая уже сепия. Спрашиваем. Ательер любезно объясняет, что оказывает такие услуги, “дед под ключ”, т.е. с рамочкой, ручкой и защитным покрытием.

— А если своего деда нет? - повторяем вопрос, как до того в магазинах. Ательер предлагает нам выход из ситуации. Мы, конечно же, можем найти фотографию какого-нибудь чужого деда, который нам нравится; если нет, он может за небольшую доплату найти симпатичную картинку в Интернете. Стоимость услуг «штендер с дедом» колеблется в Симферополе от 400 до 800 рублей, в зависимости от материалов, размера и других параметров. Среднестатистический «дед» обойдется в 450-500 рублей (170-200 грн.).

 

— Я могу поискать так, чтобы ветеран был из какой-нибудь дальней российской области; тогда никто не упрекнет вас и не заподозрит.

Уже выходим, когда симпатичная женщина советует нам не связываться с фотографом.

— Зайдите в оптовый магазин. Там продаются готовые таблички и по весьма недурной цене (173 рубля, примерно 70 грн.); один раз купил - и на много лет хватит.


Обратите внимание – на штендере прямо написано «для бессметрного полка». Т.е., обслуживание данной акции превратилось в индустрию и поставлено на поток полиграфистами и производителями реквизита.


— А таблички сии готовые, с фотографиями?

— Нет, только рамочки. Но что стоит найти фотографию, раз уж вам все равно, чья; распечатать ее считанные рубли, только на рамочку и выходит потратиться.

В оптовый магазин мы уже не пошли, потому что общая ситуация, наконец, прояснилась. “Дедов” можно купить, но выгоднее делать это в розницу. Молодому поколению в этом отношении будет легче: обладая навыками поиска в Сети, они легко отыщут себе нужный фасон, а иные смогут и подправить какие-нибудь детали. Осталось купить рамочку — и, вставив туда симпатичного деда, придумать к нему искусную надпись, не оставляющую сомнений, что дед этот приближал победу.

Организаторы митинга «бессмертный полк» в Крыму, вне всякого сомнения, знают о творящемся маразме, но лицемерно пишут на своем сайте: «Просим вас не входить в колонну с портретами людей, не являющихся вашими родственниками, даже если это известные военачальники Великой Отечественной Войны».

Как будет эволюционировать этот дурдом в будущем - вполне очевидно. Тех, кого изобличат в отсутсвии правильных "дедов", например, заставят носить какие-нибудь отличительные знаки, потом введут налоги на "бездедъность" и дальше по накатанной.

Только где здесь память о Войне и её настоящих героях, которые защитили мир от нацизма? Где здесь скорбь о погибших, пропавших, искалеченных?

Если у вас были какие-то иллюзии по поводу "бессмертного полка", задумайтесь.

Черноморская безопасность / ИС-Крым