На головнуАналітикаВопрос самоидентификации украинцев Крыма

Вопрос самоидентификации украинцев Крыма

Крим окупований росією

В начале марта этого года в Представительстве Президента Украины в АР Крым за высокий профессионализм, личный вклад в оборону территориальной целостности Украины, плодотворную работу в сфере защиты прав жителей и внутренне перемещённых лиц с временно оккупированной территории полуострова и в честь Дня сопротивления оккупации Крыма были отмечены военнослужащие ВСУ и добровольцы, а также представители общественных правозащитных организаций и деятели культуры.

Предложения относительно награждения из числа крымских украинцев – 16 крымских воинов [21], подготовили и предоставили Представительству Президента в АР Крым представители Краевой Рады Украинцев Крыма [20].

На большое удивление, неоднозначную реакцию определенных кругов вызвало упоминание в пресс-релизе события о том, что благодарности были вручены крымским украинцам. Кое-кто попробовал неудачно пошутить про появление «нового этноса» или даже «новой нации», при этом отмечая, что в мире только один народ имеет право на использование понятия «крымский» в собственном названии, и настаивая на том, что украинцы Крыма должны называться по аналогии с киевлянами или галичанами «крымчанами» – рождённым русификаторской политикой обобщающим термином, дискредитированным в 2014 году. Апологеты термина «крымские украинцы» в ответ отмечали, что используют его не для выделения, а для географической и политической привязки себя к Крыму, а Крым к Украине. Наконец, в Представительстве Президента Украины в АРК из-за возмущённых упрёков в том числе в «манипулировании понятиями», «сегрегации» и даже «издевательстве над коренными народами Крыма», были вынуждены принести извинения личностям, которые считали свои чувства оскорблёнными и исправить определение «крымские украинцы» на более нейтральное и пространное «граждане Украины из Крыма».

Архивное фото

Досадно признавать, но термин «крымские украинцы», который приобрёл особенную актуализацию после российской оккупации Крыма как символ объединения проукраинской общественности, а не только этнических украинцев полуострова сейчас в определённых кругах воспринимается как раздражитель: в частности, высказываются мысли относительно того, что указанное понятие было придумано будто в «российских интересах» для «полного уничтожения коренного народа Крыма». Странно выглядят заявления про то, что термин был придуман по время российско-украинской войны «по инициативе государства-агрессора» для «противопоставления крымским татарам» или с какой-либо иной целью. Фактически это словосочетание можно охарактеризовать как комбинацию этнохоронима (название жителей определённой местности, соотнесённой с топонимом) и адьектнонима (топонимического прилагательного) для обозначения географической локализации украинцев – жителей Крыма. Термин также можно обозначить как эндоэтноним – самоназвание этнической сообщества.

После событий Украинской национально-освободительной борьбы 1917-1921 гг. на Надднипрянщине утверждается эндоэтноним «украинцы», который пришёл окончательно на смену имперским «малоросам» и «х**лам». В это же время в украинской прессе отслеживается использование понятия «крымские украинцы», которое использовалось параллельно с понятием «украинцы Крыма», которым в 1917-1920 гг. оперировали представители украинских организаций полуострова. Так, например, в № 169 журнала «Нова Рада», который выходил в Киеве в 1917-1919 гг., было напечатано заметку «Краевая украинская рада в Крыму и Национальный Союз» [8]: в ней сообщалось, что в Киев прибыла делегация Краевой рады украинцев Крыма, которая подала в Украинский Национальный Союз заявку про принятие в его состав представителя крымских украинцев. Впоследствии, в № 214 за 15 ноября 1918 г., была подана короткая весточка под заголовком «Крымские украинцы», где отмечалось, что съезд крымских украинцев в Симферополе выдвинул идею созыва крымского «предпарламента» [9].

В своих известных «Штудиях по украинской этнографии и антропологии» выдающийся антрополог Фёдор Вовк подавал следующие классификации украинцев и украинских этногрупп с обозначением локации: «курские украинцы» [4, с. 12] «черниговские украинцы» [4, с. 26], «северо-восточные и северо-западные галичане» [4, с. 30], «южные, северные и центральные бойки» [4, с. 14], «галицкие и буковинские гуцулы» [4, с. 15] в том числе. Также учёный упоминал этнографические группы других народов с обозначением локации: боснийские сербы, трансильванские румыны, моравские словаки и др. [4, с. 26]. Цитируя упомянутую работу, украинский публицист Владмир Билинский в своей книге «Страна Моксель, или Московия» приводит следующие классификации украинцев по месту проживания: воронежские, харьковские, полтавские, киевские, волынские, кубанские, таврические, екатеринославские, херсонские, подольские, галицкие, буковинские, закарпатские [1, с. 150].

Архивное фото

В ранние советские времена, в период «коренизации», термином «крымские украинцы», приводя данные по фактическому этноциду украинского населения Крыма, пользовался фельетонист Павел Губенко, известный в литературе под псевдонимом Остап Вишня [12]. После депортации советским режимом целых народов из Крыма в 1944 г. для обозначения населения полуострова интенсивно используется искусственный термин «крымчане».

Уже после обретения Украиной независимости в феврале 1996 г. в Симферополе по инициативе и при содействии Крымского независимого центра политических исследований (КНЦПИ) прошёл круглый стол под названием «Крымские украинцы: титульная нация или этническое меньшинство? Проблемы украинского населения Автономной Республики Крым», в работе которого приняли участие депутаты ВР АРК, сотрудники Постоянного Представительства Президента Украины в АРК, руководители крымских общественных и политических организаций, ученые и журналисты. В своём вступительном слове тогдашний руководитель КНЦПИ, ныне редактор медиапроэкта «Крым.Реалии» Владимир Притула предостерёг, что хотел бы услышать от участников мероприятия не нарекания на горькую судьбу, а конкретные предложения относительно решения жгучих проблем.

Парадоксальной на то время была ситуация, когда на территории своего государства 760-тысячное украинское население Крыма ощущало себя диаспорой: На полуострове фактически не было ни одной украинской школы, а единственным на то время украиноязычным изданием была газета «Кримська світлиця» [10].

Далее в печатных изданиях Крыма и материковой Украины симптоматическое использование словосочетания «крымские украинцы» наблюдается в период 2000-2013 гг. Так, например, в начале 2000 г. львовский журналист Сергей Лащенко, который освещал крымскую тематику в своих материалах, привёл историческую справку про то, как в 1928 г. крымские украинцы пожаловались в Крымский ЦИК на нелегкую судьбу украинского клуба в Симферополе [15]. Обсуждаемый термин Лащенко использовал также в других материалах, отмечая, что словосочетание «крымский украинец» «должно звучать гордо» [16].

В августе 2001 г. на страницах «Кримської Світлиці» появилась заметка Юрия Пономаренко из Симферополя под названием «Ментальность крымского украинца», в которой автор описывал уступчивость украинцев Крыма перед агрессивными российскими шовинистами. «Значительная часть крымского населения, которое какое-то время местные газеты называли «крымский народ», и до сих пор упёрто настаивает на включении Крыма в состав России. А где же украинцы? Где потомки славных запорожских козаков, которыми ещё царь комплектовал основной состав кораблей Черноморского флота? Они живут в Севастополе и в других городах и сёлах Крыма. Но на вопрос, считает ли он себя украинцем один из них – такой себе Петренко долго чешет затылок, а потом на «общепонятном языке» говорит: «Да, мои родители были украинцами, а я уже давно стал русским. И не путайте меня с этими «х**лами», в Крыму это чревато неудобствами и даже неприятностями», – писал г. Пономаренко, акцентируя, что в Крыму проживает один миллион этнических украинцев, однако большинство из них являются абсолютно деполитизированными и «молча работают и только глотают образы». Напоследок автор советовал крымским украинцам «добросовестной работой своей укреплять украинскую государственность на территории Крыма» [18].

В 2005 г. языковед Богдан Мельничук в своих материалах про крымского исследователя украинской литературы Александра Губаря упоминал, что тот в составленную им хрестоматию включил стихотворение «Слово к крымским украинцам» своего бывшего студента Данила Кононенко, отметив, что профессор ТНУ им. В.И. Вернадского работал в Крыму «для того, чтобы крымские украинцы «выпрямили свои плечи и спины» [2]. В 2009 г. издание «Україна Молода» напечатало заметку крымской исследовательницы Ольги Смольницкой «Украинцы в Крыму», где среди прочего отмечалось следующее: «До начала ХХ столетия крымские украинцы не забыли родного языка и не смешивались с другими народами» [11]. В марте 2012 г. на сайте ВВС Украина был опубликован репортаж симферопольского корреспондента Энвера Абибуллы «Крымские украинцы требуют землю под храм», в котором рассказывалось о сопротивлении крымской власти нуждам верующих Крымской епархии УПЦ КП [6]. В сентябре того же года «Кримська Світлиця» напечатала интервью с львовским предпринимателем Богданом Шевцовым под заголовком «Крымские украинцы должны знать – мы о них помним!». [3]

Летом 2013 г. в популярной на то время в Украине российской социальной сети «ВКонтакте» появилось сообщество «Крымские украинцы», администраторами которой были представители разных местностей Крыма. Ее целью было объединение украинцев полуострова и информирование широкой общественности о прошлой и современной украинской жизни в регионе. После российской оккупации Крыма сообщество продолжило свою деятельность; участники команды, подвергаясь опасности преследований со стороны карательно-репрессивной системы государства-агрессора, создали дополнительный сайт на бесплатном хостинге, аккумулируя на нем материалы, посвященные украинской истории Крыма, и сообщая факты притеснений проукраинских жителей полуострова оккупантами.

В марте 2015 года российские провайдеры заблокировали доступ к сообществу «Крымские украинцы» на основании требования Генеральной прокуратуры РФ относительно ограничения доступа к «экстремистской информации». К тому времени команда медиапроекта фактически перенесла свою деятельность в Facebook [19], поскольку соцсеть «Вконтакте» фактически стала инструментом российских спецслужб в информационной войне против Украины и преследовании проукраинских граждан на оккупированных территориях.

В июле 2015 г. комментарии в сообществе «Крымские украинцы» вошли в материалы дела арестованного за «экстремизм» севастопольца Юрия Ильченко, который в 2016г. сбежал из-под домашнего ареста на материковую Украину.

По словам фундатора сообщества «Крымские украинцы» Сергея Викарчука, ее появление стало следствием поиска формы объединения как деятельных, так и малоактивных украинцев Крыма без привлечения финансовых ресурсов, а время возникновения было приурочено к проведению в Евпатории Мегамарша в вышиванках, который стал значительным событием в украинской жизни Крыма. За относительно короткое время сообщество объединило несколько тысяч пользователей: по мнению ее основателя, это стало следствием маркетингового решения о создании узнаваемого бренда, который четко и созвучно характеризует этническую группу. «Проблемой было большое количество названий и наименований, за которым терялся смысл. Мы хотели объединить все имеющиеся на то время в Крыму украинские общественные организации. Благодаря названию «Крымские украинцы» наши люди на полуострове начали легко понимать, кто мы есть, и активно присоединяться к нам», – вспоминает Викарчук.

Еще в 2017 г. он, параллельно используя наименование «материковые украинцы», пояснил, что название «крымские украинцы» является не официальным термином, а наименованием сообщества, сформированного в Крыму «под влиянием собственных убеждений и давлением враждебных элементов». При этом он отметил, что украинцев Крыма, как и крымских татар, некорректно обозначать термином «крымчане», что скорее характеризует «особую когорту людей, которых прежде всего интересуют материальные вопросы» [14].

Вопрос идентификатора украинцев Крыма действительно непростой. Категорически неприемлемо произведение российской пропаганды «народ Крыма». Названия «крымцы» и «крымчаки» являются этнонимами двух коренных народов Крыма (фактически это украинская адаптация исторических самоназваний «qirimlar» и «qrimchakhlar»; украинские СМИ порой ошибочно называют «крымцами» жителей полуострова в целом). Название «таврийцы» так же не подходит, так как Таврия – это не только Крым, но и часть Херсонщины и Запорожья. Удивительно, что при наличии уже упомянутых выше понятий украинцев подольских, волынских, галицких, буковинских и т.п., некоторые готовы отказать в праве на существование украинцам крымским.

При этом, как показывает практика, та или иная этногруппа в своем этнониме может содержать топоним, к которому она не имеет географической привязки в настоящее время: так, например, греков Приазовья, чьих предков выселили из Крыма во времена аннексии полуострова Российской империей во 2-й половине XVIII в., до сих пор иногда называют не только «мариупольскими» или «приазовскими» [5], но и «крымскими» [13]. Между тем лица, которые для своей самоидентификации употребляют название «крымские украинцы», не претендуют даже на роль этнографической группы или субэтноса: они не имеют не только языковых, но и даже культурно-бытовых особенностей, которые отличали бы их от жителей материковой Украины, однако они при этом имеют четкое этническое самосознание и предпочли бы подчеркивать его в привязке к месту своего рождения и / или настоящего или бывшего места жительства. В частности, в настоящее время на территории Украины имеется несколько этнографических групп, крупнейшими из которых являются группы горцев Украинских Карпат (бойки, гуцулы, лемки), а также подоляне (жители Подола), полищуки (жители Полесья) и слободчане (или слобожане; жители Слободской Украины). Особняком в этом списке стоит этногруппа, которая географически находится за пределами Украины, – кубанские украинцы, чьи предки активно переселялись в регион в течение XIX в.; доминирование украинцев на Кубани сохранялось до сталинского лихолетья.

Еще одно сообщество, которое в свое время населяло Крымский полуостров – Крымские готы [22], по определению Викепедии – это – этническая группа готов, одного из германских племен, которая откочевала во время Великого Переселения народов в III веке в районы Северного Причерноморья, а впоследствии в Крым. Последние эпиграфические данные о существовании готов в Крыму относятся к IX в. Ранее слово «гот» с этнонима перешло в личное имя (найдено на одном из надгробий). Вероятно, они постепенно были ассимилированы греками, утратив свою религию (арианство), но сохранив достаточно долго готский язык.

Определение «крымские украинцы» находим и в воспоминаниях бывшего председателя правительства Кубанской народной республики Василия Иваниса. В частности, во время пребывания в Севастополе в 1920г. он познакомился с «большим человеком в необычной униформе в желто-голубом цвете»: тот представился «украинским полковником» и сообщил, что «с какой-то группой украинцев» хочет договориться о совместных действиях с бароном Врангелем. После разговора полковник познакомил Иваниса с «большой группой украинцев» – «около десятка людей, старших по возрасту, все в гражданском и лишь некоторые выдавали движениями военного». «Спросил, они из Украины или из крымских украинцев. Получил невнятный ответ. Однако понял, что они действует на свою руку, не имея никаких полномочий и связи с украинской властью», – вспоминал кубанский государственный деятель [7, с. 20-21].

В 2016г. свое определение понятия крымских украинцев привели ультрас симферопольского футбольного клуба «Таврия», которые во время событий Евромайдана и Революции достоинства выступили в защиту проукраинского движения в Крыму, а с началом российско-украинской войны стали в ряды защитников нашей страны. «Крымские украинцы – это мы, много тех, кто вынужден был уехать, и тех, кто не смог. Это те, кого теперь задерживает ФСБ. Это те, что находятся в списках России и даже «ДНР». Это те, кого не замечает нынешняя власть. Это мы, те, кого забыли спросить перед заседанием СНБО в марте 2014 года. Мы есть и будем», – говорилось в заявлении, опубликованном на странице «Ультрас Таврия Симферополь». При этом ее авторы добавили, что крымские украинцы «свою идентичность подчеркивают в исключительных случаях, хотя стоило бы делать это чаще» [17].

Отдельную статью вопросу самоидентификации украинцев Крыма посвятил публицист и ученый, житель Крыма в шестом поколении Игорь Лосев в своей статье «Правда и ложь о крымских украинцах», опубликованной в начале 2018г. в издании «Неделя» [7]. Этот материал стал ответом на обнародованные в 2017г. «химерные» заявления некоторых политических и общественных деятелей о том, что «крымских украинцев не существует и никогда не существовало». Дав достойный ответ на подобные высказывания, автор отметил, что украинцы Крыма «не являются отдельным этносом» и «чувствуют себя частью большой украинской нации от Карпат до Донбасса и от Полесья до Черного моря», поэтому «привыкли жить и действовать не автономно, а вместе со всеми украинцами».  Однако длительное время официальный Киев предпочитал не замечать крымских украинцев и не привлекать их к борьбе за укрепление позиций Украины в Крыму, чтобы не раздражать Москву. Поэтому они более, чем за два десятилетия, привыкли, что центральная власть их не спасет, не защитит и не поддержит, и черный 2014г. встретили в морально подавленном состоянии. Однако, по мнению нашего земляка, украинское сообщество в Крыму перечеркивать рано – и с этим утверждением остается только безусловно согласиться.

Завершить эту разведку хотелось бы стихотворным манифестом ныне покойного поэта Даниила Кононенко «Слово к крымским украинцам», который был написан в апреле и опубликован 31 декабря 1992 на первой полосе первого выпуска газеты «Кримська Світлиця», всколыхнув крымскую общественность после провозглашения независимости Украины.

Виталий Солончак

Источник: Голос Крыма

СЛОВО ДО КРИМСЬКИХ УКРАЇНЦІВ

Українці мої!

Кримські браття у першім колінці!

Чом принишкли собі, ніби вас і нема в цім краю?!

Ми ж таки ще живі, ми ж бо з вами таки українці,

І не втратили гідність, і совість, і мову свою!

Ми ж бо з вами отут, у Криму, не у гостях, а вдома.

Тут наш рід, тут оселя в квітучім вишневім садку…

І працюємо ми до знемоги, до поту, до втоми,

Як діди і батьки, як судилось і нам на віку.

І нікуди нам звідси повік не піти, не подітись.

І ніхто і ніколи нас не вирве з цієї землі:

Тут могили батьків. Тут живуть наші внуки і діти,

Тут пустили коріння праправнуки наші малі.

Крим – наш дім!

Запорожці не раз тут бували.

Богуславка Маруся тут своїх спородила синів.

Нашу Лесю Вкраїнку простори оці вчарували.

Чумаки просто неба отут надивлялися снів!

Скільки ж нашої крові святої за волю в краю цім пролито!

Скільки вкладено сил, щоб були тут і Мир, і Добро!

І в сухому степу для життя, щоб врожаїлось жито,

З України сюди привели ми каналом Дніпро.

Дай же, Дніпре, нам, рідний, і змоги своєї, і сили,

Як тобі віддають і річки, і малі ручаї.

Боже ж мій!

Та невже ж ми мову свою у Криму до кінця розгубили,

Та невже ж ми забулися, хто ми, ізвідки й чиї?!

Українці мої!

Пробудіться, не будьте байдужі:

Ваша доля таки ж бо у ваших у дужих руках!

Хай же сповняться гордістю ваші застояні душі,

Доки жар українства іще не затух, не зачах!

О братове мої!

Не соромтесь, благаю вас, мови своєї,

Не соромтесь пісень, що полонять увесь білий світ!

Не цурайтеся неньки-Вкраїни, горнітеся серцем до неї,

Бо без неї зав’янем, загинем, як гине у непогідь цвіт.

Земляки мої кримські!

Та ж випряміть плечі і спини!

З-поміж інших в Криму хай і ваші бринять голоси!

Ми ж бо з вами таки живемо на землі України!

Ми ж бо ще українці! Українці на вічні часи!

Данило КОНОНЕНКО

  1. Білінський Володимир. Країна Моксель, або Московія : роман-дослідження : у 3 кн. Кн. 2 / Володимир Білінський. – 2-ге вид., виправл. і доповн. – Тернопіль : Навчальна книга-Богдан, 2015. – 320 с.
  2. Богдан Мельничук. Літературознавчі обрії Олександра Губаря / Слово і Час. – 2005. – № 9. – С. 87.
  3. Богдан Шевців: «Кримські українці повинні знати – ми про них пам’ятаємо!» (інтерв’ю Сергія Лащенка) / Кримська Світлиця. – №36. – 7 вересня 2012 р. – С. 4.
  4. Вовк Ф. К. Студії з української етнографії та антропології. – К.: Мистецтво, 1995.
  5. Діденко В. Греки України. Хто вони? [Електронний ресурс] / Валерія Діденко // Ukraїner. – 16 жовтня 2019 р. – Режим доступу до ресурсу: https://ukrainer.net/greky/ .
  6. Енвер Абібулла. Кримські українці вимагають землю під храм [Електронний ресурс] // ВВС Україна. – 15 березня 2012 р. – Режим доступу: https://www.bbc.com/ukrainian/entertainment/2012/03/120315_crimea_church_nk
  7. Іванис В. Стежками життя: спогади / Кн. 4: Капітуляція. Сидіння в Криму. Перші кроки вигнання. – Новий Ульм, 1961. – 403 с.
  8. Ігор Лосєв. Правда і неправда про кримських українців [Електронний ресурс] // Тиждень. – 8 січня 2018 р. – Режим доступу: https://tyzhden.ua/Columns/50/207247
  9. Краєва українська рада в Криму і Національний Союз. / Нова Рада. – №169. – 20 вересня 1918 р. – С. 2.
  10. Кримські українці. / Нова Рада. – №214. – 15 листопада 1918 р. – С. 4.
  11. Наш кор. Проблеми українців Криму. / Кримська Світлиця. – №9 (164). – 2 березня 1996 р.
  12. Ольга Смольницька. Українці в Криму [Електронний ресурс] // Україна Молода. – 9 вересня 2009 р. – Режим доступу: https://www.umoloda.kiev.ua/number/1486/163/52249/
  13. Остап Вишня. Діла кримські. / Діло. – №74. – 3 квітня 1927 р. – С. 4.
  14. Рибалко О. Кримські греки Донеччини. Від Константинополя до Урзуфа [Електронний ресурс] / Олександр Рибалко // Тиждень. – 13 червня 2015 р. – Режим доступу до ресурсу: https://tyzhden.ua/Society/137889
  15. Сергій Вікарчук-Євпаторійський. Кримські українці [Електронний ресурс] // Український інтерес. – 20.09.2017 р. – Режим доступу: https://uain.press/blogs/sergij-vikarchuk-yevpatorijskyj-krymski-ukrayintsi-431231
  16. Сергій Лащенко. Українці – вічні невдахи? [Електронний ресурс] // День. – 22 січня 2000 р. – Режим доступу: http://day.kyiv.ua/uk/article/poshta-dnya/ukrayinci-vichni-nevdahi
  17. Сергій Лащенко. Шевченкове «І чужому научайтесь, й свого не цурайтесь» кримських українців стосується чи не найбільше [Електронний ресурс] // Українське життя в Севастополі. – Дата звернення: 10.03.2021 р. – Режим доступу: http://ukrlife.org/main/tribuna/laschenk.htm
  18. УВАГА! ВНИМАНИЕ! Перепост! [Електронний ресурс] / Ультрас Таврія Сімферополь/Ultras Tavriya Simferopol // Facebook. – 1 березня 2016 р. – Режим доступу: https://www.facebook.com/ultrastavriya1958/posts/822923144501304
  19. Юрій Пономаренко. Ментальність кримського українця. / Кримська світлиця. – №84-85 (705-706). – 10.08.2001 р.
  20. Кримські українці. https://www.facebook.com/crimean.ua
  21. Крайова Рада Українців Криму. https://www.facebook.com/KRYK170920https://voicecrimea.com.ua/main/mainnews/kruk-rozpochinaye-pidgotovku-do-iii-kongresu-kra%d1%97nciv-krimu-deklaraciya.html
  22. У Києві відзнаки отримали кримські воїни. ІА «Голос Криму» https://voicecrimea.com.ua/main/mainnews/u-kiyevi-vidznaki-otrimali-krimski-vo%d1%97ni.html
  23. Кримські готи – https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%BC%D1%81%D1%8C%D0%BA%D1%96_%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B8

Новини

Вже двома: Україна “на щиті” повернула понад 100 захисників

Сьогодні, 29 березня, в Україну повернули тіла ще 121 загиблого військового. Вдалося репатріювати тіла...

“Мобілізація” на старті? Окупанти готуються відправити на війну жителів Маріуполя

Очільник так званої "ДНР" Денис Пушилін підписав "указ" про незаконний "призов" чоловіків на військову...

Наводила російські авіабомби: на Сумщині затримано агентку ФСБ рф

Контррозвідка Служби безпеки затримала агентку ФСБ рф в Сумській області. Таким чином, плани противника...

Росія ніколи не зможе перемогти нас на полі бою: Сирський назвав головну складову перемоги

Про призначення на посаду Головнокомандувача Збройних сил, відхід українських військ від Авдіївки, реальний стан...

Більше новин